1. __________________ — ведущий способ обоснования права в современных культурно-исторических условиях позволяет, прежде всего, раскрыть многогранность правовой реальности в двух её основных аспектах: онтологическом и философско-антропологическом.
• Интерсубъективность
2. __________________ — это установившийся образец (эталон) мышления, совокупность онтологических убеждений, ценностных установок, схем решения типичных проблем, обеспечивающих непрерывность определенной научной или мировоззренческой традиции.
• Юридический либерализм
3. __________________ науки представляет собой то, что изучает наука в своём объекте, т.е. та часть объекта, которая вовлечена в процесс исследования.
• Предмет
4. __________________ рассматривают материальный мир как порождение духовного начала.
• Идеалисты
5. Антидиалектический способ мышления, рассматривающий вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе, — это:
• метафизика
6. Верны ли определения?
А) В современных типах правопонимания наблюдается тенденция отстаивания приоритета личности и субъективных прав, следования в юридическом познании принципам ценности человеческой жизни, свободы, равенства и справедливости.
Б) Структурно методология имеет несколько уровней, основными из которых являются: диалектико-мировоззренческий, общенаучный (междисциплинарный), частнонаучный, (Д.А. Керимов).
• А — да, Б — да
7. Верны ли определения?
А) Второй глобальной научной революцией можно считать переход в конце XVIII — первой половине XIX вв. к новому состоянию науки — дисциплинарно организованной науке.
Б) Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и её классического типа научного познания явлений окружающего мира, в том числе и правовых.
• А — да, Б — да
8. Верны ли определения?
А) Метафизическая модель в определённой мере соответствует и классическому позитивизму, который рассматривает властную силу государства как «метафизический феномен» (О.Г. Данильян).
Б) Классическая модель осмысления права состоит в исключении собственно трансцендентального плана бытия и в отрицании признания его как единого носителя моносубъекта (индивидуального или социального).
• А — да, Б — нет
9. Верны ли определения?
А) Методологические принципы можно понимать как мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета (Малахов В.П.).
Б) Первой глобальной научной революцией была революция XVIII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.
• А — да, Б — да
10. Верны ли определения?
А) Методологическое знание существует в двух основных формах: в виде методологических концепций, теорий и в виде отдельных методов, принципов, непосредственно входящих в саму структуру конкретно-научных теорий.
Б) К современному типу правопонимания не относится легизм.
• А — да, Б — нет
11. Верны ли определения?
А) Методологию нельзя сводить к одному из следующих компонентов: мировоззрение, фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, общенаучные методы, частнонаучные методы.
Б) Методологические воззрения и методы обретают познавательную силу лишь в том случае, если они «переведены» на конкретные установки и требования, обусловленные природой самого объекта познания.
• А — да, Б — да
12. Верны ли определения?
А) Методология как система не сводится к составляющим её компонентам, она имеет и свои собственные интегративные закономерности развития.
Б) Соотношение методологии и метода может быть представлено как диалектическое соотношения целого и части, системы и элемента, общего и отдельного.
• А — да, Б — да
13. Верны ли определения?
А) Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счёте необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность (В.С. Стёпин).
Б) Методология в любом исследовании составляет, как правило, его заключительную часть» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — нет
14. Верны ли определения?
А) Содержание методологии существенно превышает совокупность методов и средств познания или организации познания.
Б) Предметом методологии как специфической области теоретического исследования должно быть всё, что имеет то или иное методологическое значение, т.е. способно выполнить методологическую функцию» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — да
15. Верны ли определения?
А) Третья глобальная революция была связана с преобразованием классического типа научного познания и становлением нового, неклассического (конец XIX — середина XX вв.).
Б) Классическая модель осмысления права базируется на уяснении общих принципов, которые не связаны с актуальным существованием людей и вещей.
• А — да, Б — да