«Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины»
16. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве:
• Греция
17. Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций (по А.К. Михальской):
• агональный/гармонизирующий, релятивистский /онтологический, монологический/диалогический
18. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу:
• М.В. Ломоносова
20. В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят... — нарушен постулат:
• коммуникативная компетенция
21. В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику:
• личных вопросов собеседнику
22. В речевом акте: А. — Людей на каждом шагу подстерегают неприятности, случаи там всякие... А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь...
Б. — Каким образом?
А. — Не надо было, я тебе говорю, так рьяно критиковать Анну Дмитриевну на собрании — использован намек через:
• апелляцию к интересам
23. В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь:
• лекция • политическая речь
24. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи – описание:
• рецепт приготовления торта
25. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал:
• рекламный текст
26. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги:
• повествование
27. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки:
• описание
28. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, – это:
• письмо
29. Впервые описание коммуникативной ситуации в определении «Речь слагается из трех элементов – из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» предложил:
• Аристотель