16. В разные эпохи предметом психологии признавались:
• деятельность • душа • поведение • сознание
17. В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов предлагают в качестве предмета методологии рассматривать особую форму рефлексии, самосознания науки, включающую в себя:
• анализ предпосылок и оснований научного познания • выявление детерминант процесса познания, его структуры • критическую оценку получаемых наукой знаний
18. Верны ли определения?
А) Всеобщая методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования
Б) Частная методология — теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования
• А — да, Б — нет
19. Верны ли определения?
А) Гипотеза — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
Б) Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
• А — нет, Б — да
20. Верны ли определения?
А) Задача исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
Б) Цель исследования — модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
• А — нет, Б — да
21. Верны ли определения?
А) Концепция — определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
Б) Теория — определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
• А — да, Б — нет
22. Верны ли определения?
А) Концепция — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
Б) Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
• А — нет, Б — да
23. Верны ли определения?
А) Критерии — система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
Б) Критерии — степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии
• А — нет, Б — да
24. Верны ли определения?
А) Методическая функция программы психологического исследования содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
Б) Методическая функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда
• А — да, Б — нет
25. Верны ли определения?
А) Методический раздел программы психологического исследования — определение, формулировка и обоснование проблемы, ее теоретическая актуальность и практическая неразработанность; определение стратегического плана исследования; характеристика цели и задач исследования
Б) Методологический раздел программы психологического исследования — определение, формулировка и обоснование проблемы, ее теоретическая актуальность и практическая неразработанность; определение стратегического плана исследования; характеристика цели и задач исследования
• А — нет, Б — да
26. Верны ли определения?
А) Методологическая проблема — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся
Б) Проблема исследования — сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся
• А — да, Б — нет
27. Верны ли определения?
А) Методологический раздел — определение выборки из генеральной совокупности, характеристика используемых методов сбора исследовательской информации; логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки и обработки на ЭВМ
Б) Методический раздел — определение выборки из генеральной совокупности, характеристика используемых методов сбора исследовательской информации; логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки и обработки на ЭВМ
• А — нет, Б — да
28. Верны ли определения?
А) Объект исследования (в психологии) — наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования
Б) Объект исследования (в психологии) — часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя
• А — нет, Б — да
29. Верны ли определения?
А) Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
Б) Концепция — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
• А — да, Б — нет
30. Верны ли определения?
А) Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
Б) Знание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
• А — да, Б — нет